ПО ВОЛГЕ ОТ КОПТЕВА ОВРАГА ДО ЛЫСОЙ ГОРЫ И ОБРАТНО ПО СОКОЛЬИМ ГОРАМ
18-03-2007
КАРТА-СХЕМА и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА:

Самара - УСЦ "Чайка" (на автомобиле, на схеме не показано)
УСЦ "Чайка" - Управленческий - Коптев овраг (пешком, на схеме - зеленым цветом)
Коптев овраг - лед Волги - Лысая гора - Сокольи горы - Коптев овраг (на лыжах, на схеме - красным)
Коптев овраг - Управленческий - УСЦ "Чайка" (пешком, на схеме - зеленым цветом)
УСЦ "Чайка"- Самара (на автомобиле, на схеме не показано)
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ МАРШРУТА:
13:00 УСЦ "Чайка". Оставили машину на стоянке и отправились пешком через Управленческий к Коптеву оврагу.
13:30 Начало Коптева оврага. Встаем на лыжи и катимся по дороге вниз до Волги.
13:55 Берег Волги, пристань "Коптев овраг". Осмотрелись и двинулись по льду вдоль Сокольих гор в сторону Самары.
14:50 Берег Волги между Барсуком и Лысой горой. Встали на привал.
16:20 Берег Волги между Барсуком и Лысой горой. Собрались и продолжили путь к Лысой горе по льду Волги вдоль гор.
16:55 Лысая гора. Поднялись на вершину, после чего двинулись в сторону Управленческого по лыжне, идущей через Сокольи горы.
17:20 Сокольи горы, "могила пионера". Заехали по пути, немножко передохнули, двинулись дальше.
17:50 Сокольи горы, выезд на трассу. Идея спуститься по просеке ЛЭП вдоль трассы провалилась, возвращаемся назад и идем в Коптев овраг.
18:10 Коптев овраг. Снимаем лыжи и поднимаемся к Управленческому по дороге пешком.
18:45 Управленческий. Вышли из оврага и движемся по Управленческому к "Чайке".
19:30 УСЦ "Чайка". Садимся в автомобиль, перекусываем. Затем уезжаем домой.
ФОТООТЧЕТ С КОММЕНТАРИЯМИ (размещены под фотографиями):

Фото 0. Один из живописных склонов Коптева оврага

Фото 1. Заброшенный санаторий на горе в устье Коптева оврага

Фото 2. Застройка вершины Коптевой горы - позор для экологов Самары

Фото 3. Гроты и вход в пещеру братьев Греве

Фото 4. Какой-то слет скалолазов-любителей на горе Барсук

Фото 5. Одна из живописных вершин Сокольих гор

Фото 6. Отблеск солнца на мартовском льду Волги

Фото 7. Останки древней печи у подножия Лысой горы

Фото 8. Вершина Лысой горы - деревья на фоне солнца и туч

Фото 9. Одна из достопримечательностей Сокольих гор - "могила пионера"

Фото 10. Закат в Сокольих горах и дорога, ведущая на Коптеву гору
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО МАРШРУТУ:
Подготовка и планирование:
Началу этого лыжного маршрута предшествавали долгие дебаты между мной и моим другом - стоит ли переходить Волгу по льду в районе Царева кургана (с последующим путешествием в Ширяево), либо на лед не соваться вообще, а отправиться кататься на "Чайке". В результате победил компромисс - Ширяево было отвергнуто как слишком опасное, а "Чайка" оставлена на следующие выходные. А сейчас нам предстояло пройти по Волге вдоль Сокольих гор (если позволит прочность льда), либо свернуть в Сокольи горы и кататься там (если лед ненадежен). На том и порешили...
Прохождение маршрута:
Оставив машину на "Чайке" и прихватив рюкзаки и лыжи, мы весело зашагали в сторону Коптева оврага. Довольно быстро пройдя Управленческий, мы вышли на дорогу в Коптевом овраге, где одели лыжи и понеслись вниз, к Волге, пропуская редкие попутные машины и осматривая живописные склоны оврага (фото 0).
На берегу мы внимательно изучили волжский лед, и, убедившись в его прочности (о чем свидетельствовали свежие следы рыбаков, лыжников и снегоходов), двинулись по снегоходному следу в сторону Лысой горы. От гор нас отделяло примерно 50 метров, что позволяло делать замечательные обзорные снимки (фото 1- фото 5).
Из всего увиденного нами на протяжении следующего часа наиболее интересна была пещера братьев Греве с группой посетителей у входа, а также многолюдное сборище скалолазов , облюбовавших одну из гор (они не поленились даже установить там палатки) для демонстрации своих умений (фото 4).
Дойдя почти до Лысой горы, мы свернули к берегу. Встав лагерем, мы провели там почти полтора часа, поедая пищевые припасы, попивая чай и стреляя из принадлежащей другу пневматической винтовки ИЖ-514 по банкам. Окружающие пейзажи явно способствовали подобному времяпрепровождению (фото 6).
Завершив обед и снова выехав на лед, мы практически мгновенно достигли Лысой горы. Там развернулись и в районе развалин печи (фото 7) начали подъем на Лысую гору. Лыжи пришлось снять - тропа была пешеходная. Кое-как поднялись, после чего одели лыжи и прокатились до вершины Лысой горы.
За подъем на вершину Лысой горы мы были вознаграждены прекрасными видами (фото 8). Насмотревшись на вечернюю Волгу, мы подмазали лыжи и помчались в сторону Управленческого по лыжне, идущей от Лысой горы. По пути мы заглянули на "могилу пионера" - проведать покойничка (фото 9). Там оказалось все в порядке - крест никто не унес и не сжег, следов раскапывания могилы тоже не наблюдалось.
Дойдя до расчищенной дороги, ведущей к стройке на вершине Коптевой горы (фото 10), мы решили проверить идею о возможности спуска до Управленческого по просеке ЛЭП, идущей параллельно шоссе. Однако когда мы туда доехали, нас ожидало разочарование - на просеке не было даже тропы. Пришлось вернуться назад, к повороту на Коптев овраг, и спуститься туда.
В Коптевом овраге мы сняли и упаковали лыжи, а затем пошли пешком вверх, к Управленческому. Когда впереди замаячили первые гаражи, начинались сумерки. К моменту же нашего прихода на "Чайку" мгла уже опустилась на землю, а в город мы ехали по темному шоссе, освещаемому лишь фарами автомобилей.
Итоги и выводы:
Пожалуй, это один из лучших лыжных маршрутов сезона. Прекрасная теплая погода. Хороший километраж. Ширь волжских просторов и дикий камень Сокольих гор. Коньковая трасса по волжскому льду и накатанная классическая лыжня в Сокольих горах. В общем, замечательная поездка на излете лыжного сезона, и последний в этом сезоне выезд на лед Волги.
СТАТИСТИКА - КИЛОМЕТРАЖ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ, СНАРЯЖЕНИЕ:
Тип туристского похода – Лыжный однодневный
Категорирование похода – Поход Выходного Дня
Количество участников – 2 человека
Протяженность маршрута – 14 километров (примерно)
Полное время (на маршруте и в транспорте) – 7 часов
Чистое время (только туристский маршрут) – 5,5 часов
Ходовое время (без привалов и остановок) – 2,2 часа
Максимальная скорость – нет
Средняя скорость – 4,5 километра в час (примерно)
Использовано продуктов – колбаса, бананы, сыр, конфеты
Использовано воды – 2 литра чая
Израсходовано денег – стоимость 2-3 литров 92-го бензина (условно)
Прочие материальные расходы – около полусотни пулек для пневматической винтовки
Отснято фотографий – 232 шт
Отснято видеороликов – нет
Экипировка и обмундирование:
- комплект полипропиленового термобелья Helly Hansen - фуфайка и кальсоны
- комбинезон маскировочный "Клякса"
- костюм ветровлагозащитный камуфлированный Сплав - куртка и штаны
- ботинки лыжные Nordway Asker 75 мм
- рюкзак Tatonka на 30 л. черный
- перчатки лыжные Swix
- перчатки шерстяные черные
- носки шерстяные
- носки капроновые
- шапка-маска шерстяная белая
- шапка шерстяная обычная черная
- платки носовые белые - 2 шт
Бивачное туристическое снаряжение:
- металлический термос на 1 литр
Прочие виды снаряжения:
- транспортировочный чехол для лыж Fisher черный
- пластиковый бокс с Неприкосновенным Аварийным Запасом (медикаменты и перевязочные материалы, сигнальные ракеты с пусковым устройством, спички, нитки с иголками, деньги, изолента, 2 батареи АА, лампы и т.д.)
- универсальный клистер Токо, пробка-растирка Токо, скребок Swix
Технические средства: транспорт – лыжи STC Sable 210 см, крепления 75 мм., алюминиевые палки отечественные 150 см
Технические средства: мобильная связь – сотовый телефон Nokia 3310 в чехле
Технические средства: фото и видео – цифровой фотоаппарат Olimpus SP-350 с картой памяти на 1 Gb в чехле
Технические средства: вооружение – нет