ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ПОКАТУШКА: ИЗ ПОРТПОСЁЛКА НА ПЛОТИНУ ГЭС
16-06-2007
КАРТА-СХЕМА и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА:

- Портпоселок (перекресток в районе поста ГАИ)
- Дорога через зелёную зону в Центральный район
- Окраина Центрального района и городское кладбище
- Комсомольский район (до поворота к плотине ГЭС)
- Комсомольский район (поворот и дорога к плотине)
- Плотина ГЭС (КПП, шлюзы, краны, опоры)
- Комсомольский район (дорога от плотины ГЭС)
- Комсомольский район (проспект, параллельный Волге)
- Дорога через лесную зону в Портпоселок
- Портпоселок (перекресток в районе поста ГАИ)
ФОТООТЧЕТ С КОММЕНТАРИЯМИ (размещены под фотографиями):

Фото 1. Приридно-промышленный пейзаж: опоры ЛЭП на фоне моря колышащегося под ветром ковыля.

Фото 2. Вид с плотины ГЭС на Моркваши и прилегающую гору, который портят провода над Волгой.

Фото 3. ГЭС сбрасывает воду - даже глядеть туда страшно. А уж спрыгнуть и искупаться...

Фото 4. Раздолбанное велоубожество. Каким-то чудом они прошли маршрут без поломок.

Фото 5. Великолепный вид на предшлюзовые постройки ГЭС и поселок Шлюзовой.

Фото 6. Мощный подъем в гору по проспекту в Комсомольском районе заставил всех поднапрячься.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО МАРШРУТУ:
Подготовка и планирование:
Оказавшись по служебным делам с группой коллег в Тольятти (а точнее, в Портпоселке), я не мог упустить возможность покататься по городу и окрестностям. Благо, неподалеку от места нашего временного проживания был обнаружен пункт проката байков. В основном там предлагались убитые Стелсы: где тормозов нет, где восьмерка огромная на ободе, где переключатель передний отсутствует. Но всё же они могли передвигаться и более-менее переключать передачи.
Поскольку среди коллег нашлись люди, неравнодушные к горному велосипеду, сформировалась команда из трёх искателей приключений. И вот 16 июня после обеда мы отправилась из Портпоселка в велопокатушку - покорять тольяттинские трассы. Целью была выбрана плотина ГЭС.
Прохождение маршрута:
Стартовали мы достаточно резво, однако, как выяснилось потом, в неверном направлении. В результате вместо короткого пути вдоль берега Волги по Комсомольскому району и зеленой зоне мы выкатились к окраине Центрального района.
Поняв, что где-то ошиблись с выбором дороги, мы прибегли к опросу стоящих у обочины водителей, благодаря которым скорректировали маршрут и продолжили путь по Центральному району. Проехав городское кладбище, мы выкатились из Центрального района, миновали какую-то заброшенного вида дорогу и достигли наконец-то Комсомольского района.
Дальнейший путь к ГЭС был нам более-менее понятен, и скоро жилые кварталы сменились на индустриальные пейзажи (фото 1). Проехав ещё немного, мы выкатились на М5, и, лавируя по обочине среди грузовиков, устремились к плотине.
Оказавшись на плотине, мы перешли на противоположную сторону дороги (а это было непросто, учитывая интенсивное движение машин) и покатились по идущей вдоль трассы пешеходной дорожке, фотографируя при этом окрестные виды (фото 2, фото 5).
Конечной очкой путешествия стал участок плотины, где осуществлялся сброс воды (фото 3). Там мы сполна насладились величественным зрелищем низвергающихся в пене и брызгах водных струй, сфотографировались сами и сфотографировали наши байки (фото 4), после чего отправились в обратный путь.
Возвращались мы более грамотным путем - проехали Шлюзовой, развернулись через встречку, проехали мост и, углубившись в Комсомольский район, свернули на кольце налево. После речного вокзала нас ожидал широкий проспект и тяжелый подъем (фото 5), за которым последовала долгая и утомительная езда по шоссе, вьющемуся среди леса параллельно Волге.
Замотались мы к этому моменту уже конкретно, группа растянулась, но все же Портпосёлок был успешно достигнут. Сдав на пункте проката велосипеды, мы с чувством глубокого удовлетворения вернулись к месту нашего проживания.
Итоги и выводы:
Покатушка получилась очень познавательной, но неожиданно напряженной (несмотря на скромный километраж). Виной тому были убогие велосипеды, жара и огромное количество машин. Снабжение водой было недостаточно - пришлось подкупать на маршруте минералку в ларьке. Также на моральное состояние отрицательно влияло незнание точного маршрута и необходимость успеть вернуть байки в прокат к определенному времени.
Тем не менее, общее впечатление положительное - плотина ГЭС была очень интересна, да и по Тольятти я катался впервые в жизни. В целом - покатались хорошо.
СТАТИСТИКА - КИЛОМЕТРАЖ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ, СНАРЯЖЕНИЕ:
Тип туристского похода – Велосипедный однодневный
Категорирование похода – "покатушка", Поход Выходного Дня
Количество участников – 3 человека
Протяженность маршрута – 30 километров (ориентировочно)
Полное время (на маршруте и в транспорте) – 3:00
Чистое время (только туристский маршрут) – 3:00
Ходовое время (без привалов и остановок) – 2:20
Максимальная скорость – не рассчитывалась
Средняя скорость – 13 км. в час (ориентировочно)
Использовано продуктов – нет
Использовано жидкости – 3.5 литра воды (на 3 человек)
Денежные затраты – прокат велосипедов: 100 руб х 2 часа х 3 велосипеда = 600 руб.
Прочие материальные расходы – нет
Отснято фотографий – 73 шт
Отснято видеороликов – нет
Экипировка и обмундирование:
- шорты обычные х/б
- футболка обычная х/б
- кроссовки обычные черные
- рюкзак Tatonka на 30 л. черный
- носки х/б стандартные
Бивачное туристическое снаряжение:
- пластиковая бутылка с запасом воды
Прочие виды снаряжения:
- пластиковый бокс с Неприкосновенным Аварийным Запасом (медикаменты и перевязочные материалы, сигнальные ракеты с пусковым устройством, спички, нитки с иголками, деньги, изолента, 2 батареи АА, лампы и т.д.)
Технические средства: транспорт – горный велосипед Atom Forester (взят напрокат)
Технические средства: мобильная связь – мобильный телефон Nokia 3310 в чехле
Технические средства: фото и видео – цифровой фотоаппарат Pentax Optio W20 c картой памяти SD на 4 Gb
Технические средства: вооружение – пистолет-распылитель газовый УДАР