ГАВРИЛОВА ПОЛЯНА - ПОДГОРЫ - ПЕРЕВАЛ - ШИРЯЕВО - ГАВРИЛОВА ПОЛЯНА
27-09-2007
КАРТА-СХЕМА и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА:

- Ипподром (перекресток Московского шоссе и пр. Кирова)
- Перекресток Московского шоссе и ул. Димитрова
- Перекресток ул. Димитрова и ул. Ново-Садовой
- Поляна Фрунзе (кольцо автобуса 6 маршрута)
- Поляна Фрунзе (спуск к Волге и речная пристань)
- Гаврилова поляна (село и речная пристань)
- Дорога в Подгоры (вдоль горной гряды)
- Подгоры (поворот направо мимо лесничества)
- Источник Святого Ильи (подъем в горы)
- Перевал Подгоры-Ширяево (заросшая просека)
- Перевал Подгоры-Ширяево (грунтовая дорога)
- Ширяевский овраг (спуск с перевала)
- Ширяевский овраг (дорога из оврага через село)
- Ширяево (берег Волги в направлении Верблюда)
- Гора Верблюд (штольни и площадки)
- Крестовая поляна (транзитом по проходящей дороге)
- Гаврилова поляна (село и речная пристань)
- Поляна Фрунзе (спуск к Волге и речная пристань)
- Поляна Фрунзе (кольцо автобуса 6 маршрута)
- Перекресток ул. Димитрова и ул. Ново-Садовой
- Перекресток ул. Демократической и ул. Бубнова
- Ипподром (перекресток Московского шоссе и пр. Кирова)
ФОТООТЧЕТ С КОММЕНТАРИЯМИ (размещены под фотографиями):

Фото 1. Волга утопает в тумане, "Москва" медленно и осторожно движется, не теряя из виду берег.

Фото 2. Дорога от Гавриловой в Подгоры. Справа проносятся горы: Змейка, Манчиха, Белая.

Фото 3. Источник Святого Ильи. Можно попить водички, можно облиться ею. Можно пополнить запас.

Фото 4. По пути в горы обнаружил яблоню. Яблоки оказались вкусны и заняли всё свободное место в рюкзаке.

Фото 5. А эти яблочки-ранетки я собирать не стал - кисловаты, мелковаты. Но смотрятся красиво!

Фото 6. На дороге, идущей через перевал, трофи-рейд можно проводить прямо сейчас. Причем для категории ТР-3.

Фото 7. Перевал преодолен. Вокруг - осенняя безмятежность Ширяевского оврага и облетающие осенние листья.

Фото 8. Вдали открывается прекрасный вид на Ширяево, вольготно раскинувшееся в устье Ширяевского оврага.

Фото 9. Грубые изломы скал Верблюда на фоне плавных линий лесистых склонов гор смотряться весьма неплохо...

Фото 10. Овраг, уходящий от Верблюда вглубь Жигулей, впечатляет непоколебимым спокойствием осенней природы.

Фото 11. Весьма оригинальное решение - пройтись по штольням с велосипедом, освещая их фарой..

Фото 12. Входы, подсвеченные лучами солнца, рождают впечатление торжественности вступления в "подземный мир".

Фото 13. По штольням вполне можно ходить не только с галогеновой лампой, но и со светодиодной панелью.

Фото 14. Редкий случай, когда можно ощутить себя горным орлом - ради этого пришлось тащить байк по скалам.

Фото 15. "Купание чёрного коня" - на дороге были лужи и грязь, на берегу - песок. Надо помыться....

Фото 16. Вид сверху. В воде по втулки - зато в Самару можно въехать на чистом, сверкающем байке.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО МАРШРУТУ:
Подготовка и планирование:
Сентябрь 2007 года заканчивался, велосезону оставалось от силы полтора месяца. А поскольку погода стояла прекрасная (не считая утренних туманов над Волгой, нарушающих график корабельных рейсов), и я к тому же находился в отпуске - всё указывало на то, что пора ехать в более-менее серьёзную покатушку в Самарскую Луку. Благо, цель была мною выбрана уже давно - не первый год хотел я увидеть перевал из Подгор в Ширяево и оценить качество проходящей по перевалу грунтовки.
Однако попытка выйти на маршрут 26 сентября потерпела фиаско - прождав корабль около полутора часов на пристани Поляны Фрунзе, я понял, что тот самый туман над Волгой не позволит мне осуществить покатушку, и вернулся домой.
На следующий день, 27 сентября, туман был слабее. "Москва" прибыла на пристань вовремя, и с момента отплытия покатушка началась...
Прохождение маршрута:
Впрочем, до Гавриловой Поляны добирались долго - туман заставлял "Москву" жаться к берегу (фото 1) и периодически останавливаться. Но всё же добрались - сфотографировал я расписание у кассы и сел наконец-то в седло, устремившись по асфальту в Подгоры. По пути обогнал группу велосипедистов и любовался окрестными горами (фото 2).
В Подгорах я свернул направо и начал подъём в гору, добираясь до источника Святого Ильи - первой достопримечательности на моём пути. В 9:30 я уже был там. Сделал фотографии (фото 3), отведал водички и продолжил подъём в горы.
Подъём, кстати, был долгим: по пути и яблочек пособирал (фото 4 и фото 5), и пейзажами полюбовался вдоволь. И вот спустя час грунтовка, по которой я ехал (и иногда и шёл) плавно превратилась в тропу, заросшую травой, а потом почти исчезла совсем. Впрочем, её остатки привели меня к краю леса, в котором дорога продолжилась в виде заросшей просеки шириной метра три.
Подумав и сверившись с картами, я решил, что это та самая просека, которая выведет меня к перевалу, и пошёл (ехать там было затруднительно) по ней, углубляясь в лес всё дальше. Что самое интересное, спустя 20 минут я вышел-таки на грунтовку, идущую через перевал - вот только все эти 20 минут я постоянно задавал себе вопросы типа "Ну, вот и заблудился ?" и "Не пора ли вернуться назад?"
Прибытие на перевал стало "моментом истины" - я знал, что идти до Ширяево ещё далеко, но, по меньшей мере, я - на верном пути. Ну, вот я и пошёл - ибо грунтовка была настолько грязной (фото 6), что после пробега 10-20 метров просветы между крыльями и покрышками забивались грязью полностью и колёса клинило. Приходилось периодически останавливаться и счищать грязь с помощью палочки - и за час путешествия по грязной грунтовке эти остановки порядком надоели.
Но вот дорога стала сухой и каменистой, горы расступились - и я выкатился прямо в Ширяевский овраг. Дальше всё было проще и веселее - места-то знакомые! Нашёл живописную полянку, и, наслаждаясь пейзажем (фото 7 и фото 8), отлично пообедал на травке. После чего отдохнул и отправился в Ширяево.
Ширяевские дороги промелькнули под колёсами моего байка довольно быстро - и вот я уже покидаю это замечательное село, направляясь в сторону Гавриловой поляны по берегу Волги.
Гора Верблюд, которой я достиг в 14:20, была на удивление безлюдна - будний день все же. Потому я решил - поскольку есть время и возможность, надо посетить! И полез с байком на Верблюд.
Удовольствие это оказалось ниже среднего - тропа была узкая, а байк - тяжёлым. Зато какие роскошные виды открылись моему взору со скал Верблюда (фото 9, 10 и 14 прекрасно это демонстрируют)! Оказавшись на площадках и побродив по ним, я посчитал возможным посетить и штольни, так как световая система, которую несла на борту моя "Мерида", позволяла осветить подземелье не хуже любого спелеологического фонаря. Результатом прогулок по штольням стали весьма впечатляющие фото, демонстрирующие красоту рукотворных подземелий (фото 12) и необычное сочетание тьмы горных недр и сияния велосипедного света (фото 11 и фото 13).
В 15:20 я, наконец, оставил позади Верблюд и продолжил путь вдоль Волги. Проехав турбазу "Полёт", "козлиную тропу", Крестовую поляну и участок дороги у подножия Серной горы, я без приключений и происшествий добрался до окрестностей Гавриловой поляны. Устроившись на пустынном каменистом берегу (в пределах видимости пристани - чтобы при появлении "Москвы" раньше времени не опоздать на неё), я устроил байку купание в волжских волнах (фото 15 и фото 16), благодаря чему последний имел к моменту посадки на судно вид чистый и нарядный.
Посадка на "Москву", путь по Волге до Поляны Фрунзе и выгрузка прошли в штатном режиме. До Ипподрома тоже доехал без проблем и особого напряга (всё же километраж покатушки был невелик), и в 18:50 маршрут был успешно завершён.
Итоги и выводы:
Покатушка получилась что надо! Присутствовало всё, что делает поездки на байке интересными и привлекательными: грязь грунтовок, волжские волны, мрак подземных коридоров, простор Жигулевских гор, скалы Верблюда и багряно-желтые переливы осенней листвы, вкусные дикие яблоки и ледяная вода источника Святого Ильи...
С технической точки зрения покатушка тоже удалась - план прохождения маршрута выполнен, из временного графика я не выбился, поломок и отказов снаряжения не случилось, еды и воды хватило. В общем, удачная покатушка.
СТАТИСТИКА - КИЛОМЕТРАЖ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ, СНАРЯЖЕНИЕ:
Тип туристского похода – Велосипедный однодневный
Категорирование похода – "покатушка", Поход Выходного Дня
Количество участников – 1 человек
Протяженность маршрута – 28,43 километров
Полное время (на маршруте и в транспорте) – 11:30
Чистое время (только туристский маршрут) – 9:20
Ходовое время (без привалов и остановок) – 3:39
Максимальная скорость – 33,0 км. в час
Средняя скорость – 7,8 км. в час
Использовано продуктов – банка тушенки, пара банок мясного детского питания, булочка, пряники, конфеты
Использовано жидкости – 3 литра воды
Денежные затраты – билеты на "Москву" (55 руб.+25руб., туда и обратно)
Прочие материальные расходы – нет
Отснято фотографий – 515 шт
Отснято видеороликов – 2 шт
Экипировка и обмундирование:
- термофуфайка Helly Hansen (полипропилен)
- кроссовки легкие стандартные
- костюм Сплав камуфлированный (штаны и куртка)
- рюкзак Salewa Summit на 42 л. c вентиляцией спины
- перчатки велосипедные кожаные
- носки х/б стандартные
- шлем велосипедный Briko
Бивачное туристическое снаряжение:
- 2 пластиковые бутылки с запасом воды
Прочие виды снаряжения:
- пластиковый бокс с Неприкосновенным Аварийным Запасом (медикаменты и перевязочные материалы, сигнальные ракеты с пусковым устройством, спички, нитки с иголками, деньги, изолента, светодиодный налобный фонарь с батареями и т.д.)
- сумка с ремонтным комплектом для байка (насос, запасная камера, заплатки, клей, отвертки, шестигранники, выжимка, комбинированный и разводной ключи, перчатки, ниппеля, болты с гайками и т.д.)
- велофляжка для воды черная
- средство от комаров Москитол-Спрей
- бинокль артиллерийский 8х40
Технические средства: транспорт – горный велосипед Merida Matts TFS-300V
Технические средства: мобильная связь – мобильный телефон Nokia 2600 в чехле
Технические средства: фото и видео – цифровой фотоаппарат Pentax Optio W20 c картой памяти SD на 4 Gb
Технические средства: вооружение – мачете Tramontina